:( Незавершённый мир стал поистине Плоским. Поклонники печалятся. Жёсткий диск Терри Пратчетта раздавили бульдозером катком. И сразу после этого отправили на выставку. Его личный мемориальный твиттер чирикнул про уничтожение истории браузера, но из текста заметки следует, что на диске были незаконченные произведения. Пратчетт более чем разбирался в компьютерах, он сам когда-то собрал свой первый ZX-81, а в 1998 году рассказывал, что у него две рабочие машины, и в случае, если первая сломается, через 10 минут он будет стучать по клавишам второй. И как теперь быть исследователям и хранителям личного архива? Попытаются ли они по прошествии времени восстановить уничтоженное из обломков, с помощью продвинутых технологий будущего, или выберут уважение к последней воле писателя? Как вообще должен выглядеть и храниться архив писателя в электронный век, когда романы набираются на компьютере, письма находятся в почтовой программе или на серверах Гугла, личные фотографии — на смартфоне, а черновиков может и вовсе не существовать? И этично ли будет включать в архив знаменитости пресловутую историю браузера? http://www.newsru.com/cinema/30aug2017/pratchett.html https://www.lspace.org/about-terry/interviews/gadget.html
:) Открыт новый цифровой архив Музея Императорского дворца Тайваня, владеющего самой большой коллекцией китайского искусства в мире. В архиве 70 тысяч изображений, в том числе редкие книги и документы, живопись, каллиграфия, фотографии нефритовых, керамических и бронзовых изделий. У онлайн-музеев есть свои преимущества: предмет искусства не спрятан за стеклом, от которого отражаются лучи света, а вокруг не собираются туристы, также желающие поближе рассмотреть картину или мумию. Большая часть коллекции тайваньского музея изначально принадлежала Музею императорского дворца в Запретном городе. Этот музей был основан в 1925 году для хранения художественных сокровищ эпохи династий Сун, Юань, Мин и Цин. Во время эвакуации в 1948 году 608 985 объектов были отправлены на Тайвань. С момента своего открытия в 1965 году тайваньский Музей... увеличил свою коллекцию до 690 тысяч. http://theme.npm.edu.tw/opendata/DigitImageSets.aspx?lang=2 http://noosphere.ru/news/muzey-imperatorskogo-dvortsa-tayvanya-otsifroval-i-vylozhil-ogromnuyu-kollektsiyu-kitayskogo-iskusstva-59948ec98b8a872b6fa35e9b
:) Генератор женских дневников. Можно превратить в тест с самостоятельным поиском ответа, пытаясь угадать, кому из пяти авторов принадлежит выпавший вам отрывок, потому что результаты не подписаны. Мария Башкирцева или жена Достоевского? http://arzamas.academy/materials/711
:) Главные шотландские музеи: Национальная галерея, Национальная портретная галерея и Галерея современного искусства Шотландии — оцифровали свои коллекции живописи и фотографии. 40 тысяч изображений уже есть, ещё 55 тысяч добавят.
:) В Международной библиотеке музыки можно послушать классику: 47 тысяч записей произведений 15,5 тысячи композиторов. Можно почитать о сочинениях и скачать партитуры (8,5 млн страниц). Интерфейс не слишком дружелюбен для захожан, которые хотят забежать, включить пару записей и уйти, а вот музыканты и знатоки действительно найдут там и ноты, и записи, и энциклопедические сведения, надо только знать, что искать. http://imslp.org/
:))) Старое, но доброе: А вот тебе навскидку несколько факторов, которые могут позитивно повлиять на издательское дело: — Клонирование (каждый клон, несомненно, захочет собрать библиотеку, аналогичную библиотеке своего исходника). — Изобретение бумаги короткого действия. Если книги будут ветшать, прослужив хозяину год-другой, а не переходить от отцов к детям вместе с фамильным сервантом и позолоченным ситечком для чая, весьма вероятно, что люди будут вынуждены снова и снова покупать свои любимые произведения (или же поспешно перейдут на е-буки; тогда придётся и их делать саморазрушающимися). — Изобретение технологии, которая позволит читателю самостоятельно переписывать отдельные раздражающие абзацы. Скажем, в финале читатель имеет собственный экземпляр «Анны Карениной», где Анна получает развод и уезжает за границу с любовником и сыном. Велика вероятность, что он приобретёт ещё один экземпляр, чтобы иметь возможность бросить под поезд Вронского. И третий, чтобы зашибить рогатого мужа, Каренина. И четвёртый, чтобы заставить героев зажить дружной шведской семьей, опередив прогрессивных Бриков и Маяковского на добрую половину века. Важно при этом, чтобы книга после исправлений выглядела самым обычным образом, чтобы читательскую правку нельзя было обнаружить невооружённым глазом. Это было бы великое изобретение. http://fuga.ru/articles/2002/05/frei.htm
:) Ивановский зал Ленинки всё популярнее. Татьяна Толстая побывала на «Ваганьковском холме» и посоветовала сходить туда всем, кто хочет ведро грусти и ностальгии, а вскоре на холм поднялся и tema, откуда только узнал? Но ведро грусти и ностальгии уже опустело, с 20 октября приходите за ведром целеустремлённости и фантазии — на новую выставку с картами Русского Севера. Мы сами её ждём не дождёмся. Ссылку на отзыв Лебедева дать не могу, он положительный, но провокационный. https://www.facebook.com/TatyanaTolstaya/posts/10155565568863076 http://www.rsl.ru/ru/s7/s381/2017/maps/russiannorth
:)Старейший издательский дома мира — Cambridge University Press — обвинили в пособничестве Коммунистической партии Китая, после того как издательство согласилось удалить сотни научных статей об истории и политике страны по требованию китайский властей. Критика и протесты учёных оказались так значительны, что Cambridge University Press отказалось от своего первоначального решения и намерено немедленно восстановить все научные статьи, которые были заблокированы. http://noosphere.ru/news/cambridge-university-press-vosstanavlivaet-zablokirovannye-stati-o-kitae-599b7e0d8b8a87277d817153
:)Памятник анонимному рецензенту представляет собой большой, весом в 1,5 тонны, игральный куб, на гранях которого отражены стандартные решения, принимаемые рецензентом — «Accept», «Minor Changes» и так далее. По контуру каждой из сторон куба нанесены названия статей учёных, внёсших наибольший вклад в создание монумента. Какая статья на какой грани окажется, выбиралось случайным образом. Игорь Чириков пригласил всех, кто сегодня ждёт вердикт рецензента, тереть «на удачу» верхнюю грань памятника с надписью «Accept», ознаменовав этим начало новой университетской традиции. https://www.hse.ru/news/life/206230705.html
:( Знаете, чем книги похожи на пользователей соцсетей? Если бы у книг была личная анкета с графой «Можно ли отсканировать и выложить», самым популярным ответом было бы «Всё сложно». В библиотеках, которые сканируют свои фонды, об этом статусе многое могут рассказать. Одержанная над правообладателями победа небольшая и касается только лишь книг, опубликованных с 1923 по 1941 год. Сканировать их можно лишь в том случае, если их продажи не слишком активны или и вовсе отсутствуют. Разрешение оцифровать эти книги Internet Archive получил в суде благодаря небольшой лазейке в законодательстве. https://geektimes.ru/post/294301/
:) Ссылка для учителей: где взять бесплатные легальные мультимедийные материалы для школ, одобренные Министерством культуры. ФЦИОР, НЭБ и др. http://elibsystem.ru/node/172
:)Удаётся даже идентифицировать бактерий, попадавших на страницы рукописей, когда их владельцы чихали или целовали написанный текст. «Средневековые манускрипты представляют собой почти неиспользованное хранилище биологической информации». ...Можно будет по ДНК владельца книги, жившего века назад, определять детали его внешности, болезни и происхождение. Можно даже помечтать о том, что мы получим ДНК знаменитых людей прошлого, владевших этими книгами. Биологи и древние манускрипты:http://www.polit.ru/article/2017/08/06/ps_6/
:(Ключевой особенностью российских букридеров стала открытость и возможность закачать контент откуда угодно. Поэтому рынок ридеров и легальные игроки шли разными дорогами, развиваясь по отдельности. Подсоединение легального магазина к ридеру и создание закрытой инфраструктуры означало быстрое банкротство производителя такого гаджета. Если устройство не позволяло закачивать контент с пиратского сайта, пользователь считал, что это зря потраченные деньги.
Работа с самопубликующимися авторами эффективна, на мой взгляд, только в одном случае — при автоматизации всех возможных процессов... Автоматизация предусмотрена на всех этапах: от заключения договора до выплаты роялти. Экономика очень простая. Мы экономим на ресурсе, который обслуживает этот процесс, и увеличиваем масштабы деятельности. Если бы мы самостоятельно выкладывали самиздатовские книги, то пришлось бы нанять команду редакторов, платить им зарплату. То, что мы этим путём не пошли, и есть наш подход к монетизации сервиса. Если когда-то для нас было серьёзным вызовом выкладывать 1,5–2 тыс. книг в месяц, то сейчас 3–4 тыс. — это норма. В перспективе создание системы продвижения книг для авторов. В целом монетизация осуществляется за счёт масштаба. Мы увеличиваем объёмы предлагаемых книг, повышаем ритмичность. Верим в то, что самопубликующиеся авторы — это тоже агенты влияния. Человек, который написал книгу, ещё больше, чем библиотекарь, заинтересован в том, чтобы люди читали, особенно его же произведения. (Только не надо, пожалуйста, сравнивать заинтересованность библиотекаря с заинтересованностью «человека, который написал книгу», и объявлять графоманов новыми почтовыми лошадьми просвещения.) http://www.unkniga.ru/face/7421-sergey-anurjev-luchshaya-programma-loyalnosti-eto-kachestvenniy-servis.html
:)Самая главная и сложная функция проекта, в которую было вложено больше всего сил — это скрипт скачивания научных статей из закрытого доступа. То есть учёный отправляет запрос, и сервис скачивает её. У Либгена такой возможности нет и никогда не было. Когда Sci-Hub только начал работу — на Либгене никаких научных статей и в помине не было. Никаких статей Sci-Hub ни в каких базах не искал — у сервиса была только функция скачивания. И именно с ней сервис набрал большую популярность. И именно благодаря этой функции были скачаны те миллионы научных статей — которые сейчас хранятся на Либгене и его зеркалах. И сейчас Sci-Hub открывает все скачанные научные статьи — с серверов проекта Sci-Hub. Именно благодаря этим серверам обеспечивается быстрый и удобный доступ к литературе. Либген работает совершенно отдельно и там, чтобы посмотреть научную статью, вам сначала надо посмотреть кучу баннеров... https://vk.com/wall-36928352_14812
:)Сухотин — муж старшей дочери писателя Татьяны, получив сапоги, сшитые Толстым специально для него, поставил их на полку рядом с двенадцатитомным собранием сочинений Толстого и прикрепил к ним ярлык «том 13-й». Узнав об этом, Толстой ответил, что «в таком случае это моё лучшее произведение». Что касается пары ботинок, Фет сам заказал их Льву Николаевичу, чтобы поддержать в начинании, и по готовности выдал шесть рублей и расписку о получении, в которой писал, что «в доказательство полной целесообразности работы начал носить эти ботинки со следующего дня».
:)Стоимость работ в рамках этого проекта составила около $400 тысяч. Само собой, эти средства были получены от налогоплательщиков. Понятно, что Евросоюз достаточно богат, но $400 000 на исследование, причем не научное, а, если так можно выразиться, корпоративное — даже для Евросоюза немаленькая сумма. Результаты должны были быть опубликованы уже в мае 2015 года. Но нет, работа так и не увидела свет в положенное время, все данные остались у компании, которая проводила расследование, и у чиновников, которые инициировали проект. ...Его захотели заполучить и те, кто представляет противоположную сторону — борцы с копирайтами разного рода. Речь идет об организации Pirate Party MEP. Отчёт был получен далеко не сразу, а после достаточно утомительной переписки. Только недавно документ всё же был выложен в открытом доступе. Он состоит из 304 страниц, в нем содержится масса интересной информации. В целом результаты не показывают прямой и заметной зависимости между уровнем пиратства и объёмом продаж лицензионного контента. Единственное исключение — это самые популярные фильмы. Зато в случае музыки, книг, игр влияния пиратов на динамику потребления лицензионного контента практически нет. Более того, показано обратное — пиратские загрузки книг, фильмов, игр увеличивают объёмы продаж легальных продуктов. Причем покупают всё это те же пользователи, которые до этого были пиратами. Авторы исследования считают, что причиной всему цена продукта: «...вполне вероятно, что снижение цен на фильмы позволит снизить уровень потребления нелегального контента, но этот же шаг почти не повлияет на „книжных пиратов“». https://geektimes.ru/post/293281/
:) Плутон! Где ворон?
:) Онлайн-картотека участников Первой мировой войны, 2,5 млн карточек: http://gwar.mil.ru/
:)— Позиция библиотек России такова: мы, скорее всего, не будем загружать наши данные во всемирное облако. — Почему? — Причин много. Самая простая — условно политическая: Россия не расположена загружать весь свой «книжный мир» в облако, которое контролирует не она. https://spbvedomosti.ru/news/nauka/u_nbsp_rossiyskikh_bibliotek_budet_svoe_nbsp_oblako/
:(Основная модель, работающая на Западе, — это институтская подписка. Во всех европейских научно-образовательных учреждениях, где я работал, у нас был доступ ко всем платным журналам, необходимым для моей научной области. Такая подписка может стоить порядка 10 000 долларов на журнал в год, поэтому она доступна только солидным институтам с крупным бюджетом. А бедные фрики, сидящие на кухне и опровергающие Эйнштейна, которые не имеют аффилиации ни с каким научным заведением (таковой публики в Европе не меньше, чем в России), не имеют доступа к журналам. В самом деле, зачем обществу тратить ресурс на обслуживание маргиналов? https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/07/73738-kak-reshit-problemu-sci-hub-prosto-ne-zhalet-deneg-na-nauku
:(Работа, за которую физик в 2013 получил Нобелевскую премию, была сделана в 1964 году. С тех пор прошли десятки лет, за которые учёному удалось опубликовать всего 10 других научных статей. «По факультету ходило сообщение: пожалуйста, пришлите список ваших новых научных публикаций, я отвечал: нету». По словам физика, он стал «позором факультета» Питер Хиггс сомневается, что подобное открытие могло быть сделано в современной академической культуре, поскольку от учёных ожидается, что они будут работать в командах и постоянно выдавать статьи. «Трудно представить, что в нынешнем климате я бы в принципе смог иметь достаточно спокойствия и тишины, чтобы сделать то, что я сделал в 1964», — говорит профессор. https://metelev-sv.livejournal.com/651814.html
Journal information