Греция - страна легенд, археологических памятников и загадок. А я уже шесть постов про Грецию накатал и ни одного "археологического". Исправляюсь! Итак - этот пост про главные археологические достопримечательности Крита - Кносский дворец и археологический музей Ираклиона. А еще немного про минойскую цивилизацию, Атлантиду и самого известного уроженца Крита - Минотавра.
Начну с легенды. Однажды неугомонный Зевс влюбился (в очередной раз) в прекрасную дочь богатого царя финикийского города Сидона. Звали красавицу Европа. Зевс, хоть и был бог, но легких путей не искал, поэтому принял облик быка, похитил Европу, усадил себе на спину, переплыл море, и уже на Крите принял свой божественный облик и сделал девушке троих сыновей. Звали их Минос, Радаманф и Сарпедон. Впоследствии Европа стала женой царя критского Астериона, который воспитывал ее детей, будучи бездетным. Умирая, Астерион завещал правление на острове старшему сыну - Миносу. Спустя тысячелетия Артур Эванс подыскивал название для новой археологической культуры, открытой на Крите. И назвал эту культуру по имени легендарного царя «минойской», а народ, живший на острове, «минойцами». А потом выяснилось, что минойцы - это первая великая цивилизация на европейской почве, предшественница культуры античной Греции.
Ученые утверждают, что минойцы "завелись" на Крите около 3000 лет до н. э. Это были дикие неолитические племена, они выращивали пшеницу, разводили скот, немного торговали, примерно в 2500 году до н. э. гнаучились пользоваться бронзой... А потом внезапно, около 1950 до н.э., без каких либо предпосылок, стали строить огромные города. Поэтому у археологов есть основания считать, что о «минойцах» можно говорить лишь после 1950 до н.э., а все, что было до этого "не считается". А то, как жители Крита совершили такой культурный скачок оставалось загадкой до середины 20 века (на Рен-ТВ до сих пор верят, что на Крите высадились пришельцы), пока не были расшифрованы минойские письмена, в которых было обнаружено сходство с финикийскими. Отсюда и версия, что минойская культура стала развитием финикийской. Но это только версия.
Так или иначе ко второму тысячелетию до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории, которую вершили минойцы. Примерно около 1628 и 1500 гю до н. э. на острове Фера (Санторин), произошло сильнейшее извержение вулкана. Фактически огромный вулкан взорвался в секунды уничтожив тамошние поселения. Через 20 минут гигантское цунами накрыло берег Крита в прямом смысле смыв минойцев с лица земли. А следом на остров пришло облако вулканического пепла. Считается, что так и родился миф о гибели Атлантиды (а не так, как рассказывают по Рен-Тв).
Культурный скачок критской цивилизации очень заметен, в Ираклионской археологическом музее. Относительно грубые глиняные поделки неожиданно сменяются удивительной красоты изделиями, которым может позавидовать и современный мастер. И да, везде бык - на острове этого зверя почитали (здесь переплетаются и совсем древние верования и легенда о похищении Европы и миф о Минотавре)
Целое стадо бычков:
Реконструкция одного из дворцов:
Легендарный фестский диск - уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы, найденный в городе Фест на Крите. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. По Рен-Тв (почему я постоянно вспоминаю рен-тв???) говорят, что его подкинули инопланетяне. А страница на википедии у этого диска больше, чем у минойской цивилизации =)))
Я слышал версию, что на нем написано: «Эту надпись невозможно расшифровать»)))
Фрески из того самого кносского дворца, речь о котором пойдет ниже:
А теперь статуи. Их в археологическом музее Ираклиона очень мало =(((( В Эрмитаже и то больше =((
Этот барельеф требует пояснения. Этот лебедь, насилующий женщину - это вовсе не то, о чем вы подумали, а опять проказник Зевс. В образе лебедя он являлся к спартанской царице Леде (видимо в образе мужика уже было скучно). Она родила от него Кастора и Полидевка, Елену и Клитемнестру. Да, ту самую Елену из за которой в древней Греции был большой замес. Но это уже другая история )
А теперь про главный памятник минойской цивилизации - Кносский дворец.
Добраться до Кносса элементарно просто. Приходите на автовокзал Ираклиона (от музея 5 минут пешком), там находите ларечек где по-русски ОГРОМНЫМИ буквами написано "КНОССКИЙ ДВОРЕЦ - 1.50 euro". Ну, а дальше вы знаете, что делать) Ехать около 15 минут. За окном живописные виды.
Потом вы платите 8 евро за вход (нам повезло, мы посетили Кносс в день музеев, вход был бесплатный) и погружаетесь в атмосферу древности. Хотя погрузиться довольно трудно - во-первых - руины Кносса буквально кишат туристами (как так-то на Крите были, а к Минотавру в гости не съездили), во-вторых первое о чем сообщают туристу - это то, что все интересное, что можно увидеть в Кноссе - это не то "как оно было" у древних минойцев, а реконструкция, согласно фантазии британского археолога Артура Эванса (короче - липа). Но если вы умете абстрагироваться и обладаете хоть какими-то знаниями о минойской культуре и фантазией, то наверняка получите удовольствие. Со мной вот вышло именно так =)
Дворец был построен около 2000 – 1800 гг. до н.э. и стал доказательством высокого уровня развития строительного, архитектурного, инженерного и художественного мастерства минойцев. Это грандиозное для своего времени сооружение площадью около 16000 кв.м, состоит из комплекса комнат, покоев, купален, служебных помещений, системы лестниц, коридоров и переходов, соединяющих между собой разные части дворца.
Все помещения дворца (а их более 1300) несколько хаотично группируются вокруг центрального прямоугольной формы внутреннего двора. Из двора большое количество входов ведет во внутренние помещения, расположенные на разных уровнях. Сколько этажей во дворце сказать сложно, он построен в разных уровнях: от одноэтажных до 3 – 4-этажных помещений.
Создается впечатление, что все другие комнаты, залы, кладовые и прочие помещения пристраивали к центральному сооружению по мере необходимости. В отличие от архитектурных сооружений материковой Греции, которые строились в соответствии с законами симметрии и гармонии, Кносский дворец является примером асимметричной постройки, с нарушением всех законов гармонии. Он строился в течение нескольких столетий, переживая многочисленные перестройки и реконструкции.
Так как в комнатах дворца не существовало окон, то для освещения нижних помещений были созданы своеобразные «световые шахты». Свет через отверстия в потолке проходил через эти шахты до первого этажа. Кроме освещения дворца, световые шахты выполняли так же роль вентиляционной системы, обеспечивая естественную вентиляцию всех помещений.
Символом Кносского дворца стали черные и красные колонны, необычные по своей форме тем, что они широкие в верхней части и сужаются книзу. Такая форма колонн, окружающих световую шахту, галереи и террасы так же способствовала большему проникновению света во внутренние помещения.
Стены многих помещений были украшены искусными фресками ярких цветов. На одних фигуры статных юношей, которые занимаются различными видами спорта. Другие - с изображением цветов, деревьев, морских животных и птиц, геометрических орнаментов.
Достаточно запутанный план дворца вполне объясняет, почему легенду о Минотавре, живущем в лабиринте, связывают именно с этим хаотично спланированным дворцом. Легенду, думаю, все знают - однажды жена царя Миноса возжелала быка. Бык, кстати был не простой, его подослал то ли Посейдон, то ли Зевс, но неестественность желаний царицы это не оправдывает. По приказу царицы мастер Дедал сделал деревянную корову, которая выглядела как настоящая, эту корову разместили на лугу, в нее залезла царица и.... короче, не важно! Но через 9 месяцев родилось легендарное чудовище с бычьей головой! Царь Минос от такого офигел и велел тому же бедному Дедалу выстроить лабиринт, куда и посадил чудище, которому бросались на пожирание преступники, а также присылаемые в качестве дани из Афин каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей (есть версия, что каждый год). Так было, пока на приплыл легендарный Тесей, который и убил чудовище, выбравшись из лабиринта, воспользовавшись нитью, данной ему дочерью Миньса Ариадной.
Но, есть, кстати и другая версия, более реалистичная, что минотавр был обычным, но злым человеком, учителем критского царя Миноса по имени Тавр. Плутарх в жизнеописании Тесея пишет об этом так:
«Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в „Государственном устройстве Боттии“ также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу.»
По мнению ряда современных историков, история Минотавра является зашифрованным повествованием о столкновении индоевропейских культур с культурами автохтонных «народов моря» (почитавших быка), победителем в котором оказались индоевропейцы.
А теперь слайды =))
Вот такой этот дворец был когда-то:
И такой стал:
Тронный зал:
Каменные рога выглядят подозрительно современно:
За территорией дворца мило пасутся козы =))
Вход в лабиринт? ;)
п.с. Кстати, о реконструкциях - могли бы уж пойти дальше и отстроить рядышом хотя бы одно крыло. Пускай оно будет искусственным и современным, но представление о древнем дворце будет давать больше, чем камни. И впечатления от посещения Кносса будут острее =)
Другие посты о Греции
Другие посты о острове Крит
Journal information