kuzzy_lien (kuzzy_lien) wrote,
kuzzy_lien
kuzzy_lien

Category:

как все построено

Что общего у старинных соборов и стадиона в Хьюстоне? Как прокладывали туннели в древности и сегодня? Что особенного в гигантских плотинах и почему появились небоскребы?

Дэвид Маколи, автор мирового бестселлера «Как все устроено», умеет пробуждать воображение читателей. В своей новой книге он помогает по-новому взглянуть на хорошо знакомые постройки — мосты, туннели, соборы, плотины, небоскребы. И раскрывает перед нами дверь в интересный мир великих сооружений.
Отправимся в удивительное архитектурное путешествие?
ВИАДУК ГАРАБИ
На юге Франции нужен был железнодорожный мост через реку. Но вот незадача — река протекает на 120 метров ниже линии, по которой следовало проложить железнодорожные пути. Проектировщиком моста был Гюстав Эйфель, автор знаменитой Эйфелевой башни.

Эйфель прекрасно знал требования, предъявляемые к таким постройкам. Знал он также и о коварных особенностях горной местности, где дуют сильнейшие ветра. Вместо того чтобы бороться с ветром при помощи увеличения массы моста, Эйфель решил перехитрить стихию.

Он спроектировал открытую металлическую конструкцию, продувавшуюся насквозь и к тому же требовавшую меньше строительного материала — немаловажное соображение при строительстве в отдаленном районе. В основе конструкции виадука Гараби лежит ферма — рама из соединенных между собой треугольников, на стороны которых действуют силы сжатия и растяжения. В XIX веке мосты с фермами активно строили на железных дорогах американского Запада. Сегодня мосты с железными фермами — самые популярные в Америке.


ТУННЕЛИ
Если мосты — это самые «открытые» образцы достижений инженерной мысли, то туннели можно назвать их болезненно застенчивой родней. Они служат людям, спрятавшись от света. Быстро проезжая по туннелю, мы едва успеваем рассмотреть его. И получается, что в то время как мосты, небоскребы, соборы и даже плотины «срывают лавры» восхищения, оценить техническое совершенство подземной конструкции может только инженер.

Вот уже многие века люди строят туннели. Причины самые разные: от экзотических — захоронения мумифицированных быков — до прозаических — доставки питьевой воды. Но вне зависимости от назначения форма и геометрия туннелей практически неизменны.


На любой туннель сверху давит толща земли или воды. Некоторые испытывают к тому же давление на стены, поэтому идеальная форма для туннеля — это арка. Когда туннель пробивают в горе или под водой, ему приходится противостоять давлению со всех сторон, в том числе и снизу.
ТУННЕЛЬ ПОД ТЕМЗОЙ
Конструкция этого туннеля была сложной, но уникальным он стал потому, что именно для его строительства инженер Брюнель сконструировал первый в истории проходческий щит (специальное сооружение, которое позволяет работать под речным дном). Это изобретение навсегда прославило его имя среди инженеров и горняков. Брюнель создал щит, чтобы защитить рабочих от водной стихии.

Удивительно, но идея этого щита возникла у Брюнеля во время наблюдения за тем, как прокладывают ходы в дереве корабельные черви — истинное бедствие британского флота. Эти моллюски используют свои похожие на щиты раковины, чтобы буравить корабельную древесину, да еще и имеют наглость покрывать сделанные ими микротуннели изнутри прочной «обделкой» из вещества, которое при этом выделяют. Проходческий щит Брюнеля совсем не походил на свой прообраз — это была сложная «машина» из чугуна.

Конечно, по сравнению с современной техникой щит Брюнеля напоминает отряд скрипучих роботов из «Звездных войн», которые, опираясь друг на друга, медленно продираются сквозь землю. Тем не менее щит сделал свое дело. Туннель и сегодня входит в систему лондонского метро.




КУПОЛ ПАНТЕОНА
Здания с огромными куполами всегда восхищали людей. Купола заставляют нас оторваться от земной поверхности и устремить свой взор ввысь. Под раскинувшимся над нашими головами сводом мы завороженно замираем и с восхищением созерцаем величественную красоту купола, который невесомо возносится над нами. Однако создатели этих конструкций совершенно справедливо могли бы напомнить, что преодоление силы притяжения — задача не из легких. Начнем с того, что купол — это, прежде всего, крыша. И неважно, насколько он огромен и красив; в любом случае ему непросто было оказаться наверху и еще сложнее там оставаться.

Отверстие в куполе пропускает через себя лучи солнца и капли дождя,
создавая невероятную игру света и тени. Источник
Самая примечательная особенность купола знаменитого Пантеона — это окулюс, отверстие в его вершине. Здесь, в месте, где сила сжатия достигает своего максимального значения, строители выложили кирпичное кольцо толщиной 1,5 метра. Как и в случае с туннелями, сила сжатия равномерно распределяется по внешней стороне кольца и оставляет свободным внутреннее пространство.

Только в случае с Пантеоном такое кольцо пропускает через себя не машины или поезда, а дневной свет и капли дождя. Людям, находящимся внутри Пантеона, купол кажется абсолютно идеальной полусферой. Его диаметр — около 44 метров. Точно такое же расстояние — от окулюса в вершине купола до пола зала. А если добавить к этой безукоризненной геометрии ежедневное движение пятна солнечного света внутри здания и окошко в звездное небо ночью, то Пантеон видится нам уже не просто очередным, пусть и величественным, зданием. Он становится храмом неба на Земле — в Риме, сердце великой империи.

НЕБОСКРЕБЫ. БАШНИ ПЕТРОНАС
В 1991 году архитекторам предложили спроектировать два небоскреба для размещения в них офиса малайзийской нефтяной компании «Петронас». Планировалось, что башни станут центром нового делового района, способного изменить экономику всего города. Победил в конкурсе проект архитектора Сезара Пелли и инженера Чарльза Торнтона.

По их замыслу, две башни, стоящие бок о бок, подобно гигантским минаретам, должны были подняться над землей на 451 метр! Двухуровневый пешеходный мост на высоте 42-го этажа придавал всему комплексу вид гигантских фантастических ворот. К тому же он упрощал переход из одной башни в другую и служил одним из маршрутов эвакуации людей в случае опасности.

Величественные башни возвышаются над городом.
Их высота — 451 метр! Источник
При огромной высоте и относительной тонкости формы башен их конструкция должна была быть необычайно прочной и устойчивой. Для этого строители, во-первых, возвели так называемые подпорные сооружения — два здания цилиндрической формы, примыкающие к стенам башен. Они поддерживают небоскребы и одновременно увеличивают количество офисных помещений. Во-вторых, устойчивость обоих небоскребов обеспечивалась за счет жестких узлов и использования высокопрочного бетона. В-третьих, очень прочной была сама конструкция башен. Она, по сути, представляет собой трубу в трубе.



Узнать о книге
на сайте
Tags: архитектура, дети, книги
Subscribe

promo kuzzy_lien december 7, 2020 16:44 1
Buy for 10 tokens
Блогерский марафон "91 день осени" - Задание №1; Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Задание №6 Задание №7 Задание №8 Задание №9 Задание №10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 и 0 Блогерский марафон "91 день зимы" Задание #1 Задание #2…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments