kuzzy_lien (kuzzy_lien) wrote,
kuzzy_lien
kuzzy_lien

Category:

начало путешествия: мост через Амур

прогулка по Амуру
Сегодня я вернулась из моего маленького отпускного путешествия к морю. Но почти любая поездка в ту сторону начинается с Хабаровска. Сколько помню с самого детства памятным моментом этой дороги была поездка по мосту через Амур. Даже те, кто едет не в первый раз, прикипает глазами к окну, любуясь на Амур и восхищаясь техническим гением, создавшим это надёжное сооружение. Нашла свои фото этого моста с прошлогодней поездки с сыном в Хабаровск и решила написать об этом "Амурском чуде", как его когда-то называли, вставив их в сборную солянку из Сети.


Как и многое на Дальнем Востоке подтолкнуло государство строить мост военные нужды. Вопрос о сооружении Амурской железной дороги и моста был поставлен в связи с поражением Российской империи в русско-японской войне. С 1906 года изыскания моста почти не прерывались вплоть до окончательного выбора направления. Торжественная закладка моста состоялась 30 июля (12 августа) 1913 года в присутствии приамурского генерал-губернатора Н. Л. Гондатти. По проекту срок ввода в эксплуатацию был назначен 1 октября 1915 года, то есть на строительство было отведено всего 26 месяцев. Металлические фермы для моста изготавливались в Варшаве, затем в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путём во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск.

Недостроенный железнодорожный мостчерез Амур.1910-е.

Сборка 18-ти ферм происходила на месте. Сдать мост в срок помешала Первая мировая война — осенью 1914 года в Индийском океане германский крейсер «Эмден» потопил пароход с двумя последними фермами, которые затем пришлось заказывать в Канаде. Кроме того, на войну были мобилизованы опытные рабочие.

5 (18) октября 1916 года мост был освящён и открыт для постоянного движения. Стоимость его сооружения составила 13,5 млн рублей. Мост стал важнейшей частью Транссибирской магистрали.
5 апреля 1920 года два металлических пролёта были взорваны отступавшими с боями из Хабаровска партизанскими частями во время провокационного выступления японских военных во время гражданской войны, в результате Транссибирская магистраль была разорвана на 5 лет. Работы по восстановлению моста начались вскоре после установления Советской власти на Дальнем Востоке (с ноября 1922 года). Ферма № 13 была собрана во Владивостоке, на Дальзаводе, из частей повреждённых пролётных строений, упавших одним концом в воду. Вместо другой (№ 12) была установлена запасная железная ферма моста через р. Ветлугу (приток Волги), которая имела несколько отличные очертания, но подходила по своей величине и конструкции[4]. Мелкий ремонт и недостающие части были сделаны Хабаровским заводом Арсенал (в настоящее время Дальдизель). Сквозное движение вновь было открыто 22 марта 1925 года. И почти век он служил людям. Машины переправлялись ещё на моей памяти на пароме.
File:Хабаровск, 9 мая 1982.jpg
Набережная реки Амур. На заднем плане — старый мост. 9 мая 1982 года.

В 1980-х годах были проведены исследования моста с целью начала его реконструкции. Пролётные строения и арочная часть были признаны дефектными, были введены ограничения скорости движения, в то же время опоры моста находились в удовлетворительном состоянии. В ноябре 1990 года институтами «Дальгипротранс», «Ленгипротрансмост» и ОАО «Институт Гипростроймост» было разработано и утверждено технико-экономическое обоснование реконструкции существующего железнодорожного моста через р. Амур у г. Хабаровска в варианте совмещённого мостового перехода с раздельным двухпутным железнодорожным (по нижнему ярусу) и четырёхполосным автомобильным (по верхнему ярусу) движением[5].

В 1992 году начаты работы по началу реконструкции. Возводятся опоры под второй железнодорожный путь с автомобильной дорогой на верхнем ярусе, при этом продолжается эксплуатация старого железнодорожного моста. Реконструкция объекта выполнялась очередями, без перерывов в движении поездов, по технологии разработанной ОАО «Институт Гипростроймост»

прогулка по Амуру
Июнь 1998 года — открыто железнодорожное движение по новому мосту, в 1999 году открыто автомобильное движение. Тогда же МПС России фактически начало работы по 2-й очереди реконструкции, произведя в 1999—2000 годах демонтаж ферм «царского» моста. От продажи на металлолом этих старых пролётов МПС получало недостающие средства на продолжение мостостроительных работ.
По финансовым причинам монтаж пролётных строений по старой оси моста начался только в 2005 году. Вторая очередь железнодорожного моста открыта 7 ноября 2009 года, мост стал двухпутным для движения поездов.
прогулка по Амуру
Так что сегодня он стал не только частью Транссибирской магистрали, но и федеральной автотрассы М58 «Амур» Чита-Хабаровск. Длина совмёщенной части 2599 м, с подъездными эстакадами 3890,5 м.

Хорошо, что не все части старого моста исчезли. Когда Амур переехали, то на хабаровской стороне из окна поезда виден пролет моста, стоящий на берегу. Последняя из демонтированных водным способом ферм старого моста установлена на берегу Амура в качестве экспоната музея Амурского моста. Это Музей истории Амурского моста — музей в городе Хабаровске, посвященный строительству и реконструкции моста через реку Амур у города Хабаровска, дополнительно под открытым небом выставлена железнодорожная техника и главный экспонат музея — демонтированная в ходе реконструкции ферма «царского» моста. Попасть в него мне пока не удавалось. С сыном смотрели только из окна на него. Видели, что там ещё стоят паровозы и ещё какие-то сооружения и устройства. В сети нашла, что там есть:


  • Ферма — во время демонтажа старого моста 1916 года постройки был сохранен целиком один из его пролетов конструкции профессора Л. Д. Проскурякова. Он стал первым и главным экспонатом музея. Стоит перпендикулярно к берегу на опорах, длина 127 метров, высота 30 метров, масса 1100 тонн[3].

  • Паровоз Eа № 3255 — предположительно 1944 года выпуска, находился на базе запаса Сибирцево, прошел специальную подготовку в локомотивном депо Ружино, откуда в холодном состоянии (ведомый другим локомотивом) доставлен был в Хабаровск. Паровозы серии Еа производились в годы Великой Отечественной войны на заводах США по чертежам советских конструкторов и поставлялись в СССР по ленд-лизу. На Дальневосточной железной дороге они эксплуатировались с 1944 по 1965 год, весовая норма составляла 1800 тонн[4]. Паровоз с двумя следующими экспонатами стоит на втором пути музея.


«Platform1934y» участника Glucke - собственная работа. Под лицензией CC BY-SA 3.0 с сайта Викисклада - https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Platform1934y.jpg#/media/File:Platform1934y.jpg

  • Платформа 1935 года — двухосная, находилась в Уссурийске.

  • Цистерна 1936 года ? — двухосная, находилась в Комсомольске-на-Амуре.

  • Электровоз ВЛ80 — электровоз и следующие три экспоната были установлены на подготовленные площадки 19 августа 2010 года. Электровоз грузовой магистральный № 1980 открывал движение участка Хабаровск-Бира на электрической тяге в декабре 1979 года[5].

  • Тепловоз 2М62 — грузопассажирский тепловоз, в музее одна секция, выпускался со второй половины прошлого века, максимальный вес поездов мог достигать 3800 тонн.

  • Крытый вагон — тип НТВ, канадского типа.

  • Автомотриса 1930-х годов — этой автомотрисой пользовался для перемещения командующий Особой Дальневосточной армией Василий Блюхер. Под его командованием в 1929 году было нанесено поражение китайским войскам во время конфликта на КВЖД.[6] Двухосная автомотриса АС, Калужского завода (1935 г.), построено было всего 6 шт, в музее представлена одна из них, в сильно изменённом и переделанном виде, исторический облик не восстановлен.[7]

Файл:Музей Амурского моста фото.jpg


  • Ретровокзал — одноэтажное бревенчатое здание музея, повторяющее облик первого железнодорожного вокзала Хабаровска, стоявшего на месте современной станции Хабаровск-Пристань в 1897 году. Постоянная экспозиция музея, посвященная истории сооружения, восстановления, эксплуатации и реконструкции искусственных сооружений ДВЖД.

  • Цистерна двухосная, тормозная, конца XIX века, примечательна, что одна колесная пара с клёпанными дисками колёс. Подобных цистерн сохранилось всего 4 шт. — в музее железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга, музее железнодорожного транспорта Ростова, памятник на Алтайском вагонзаводе и на выставке исторического подвижного состава у моторвагонного депо Горький-Московский.

  • File:Паровоз Л-0744 в Хабаровске.JPGПаровоз Л-0744.

  • Пассажирский вагон 1930-х годов.

Может ещё получиться там побывать, а нет - буду любоваться из окна электрички

Tags: хабаровск
Subscribe
promo kuzzy_lien december 7, 16:44 1
Buy for 10 tokens
Блогерский марафон "91 день осени" - Задание №1; Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Задание №6 Задание №7 Задание №8 Задание №9 Задание №10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 и 0 Блогерский марафон "91 день зимы" Задание #1 Задание #2…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments