Сегодня хочется поговорить об икебане. Все мы об этом слышали, и кое-кому иногда кажется, что он не хуже японцев знает об искусстве составлять букеты. Но лишний раз посмотреть на красоту всё-равно приятно.
Одной из красивейших традиций Страны Восходящего Солнца можно назвать древнее искусство икебаны. Японцы не зря считают его - национальной гордостью своего народа. Икебана родилась в Киото.
Икебана в переводе с японского - "живой цветок". Искусству создавать изысканные композиции из растений европейцев научили буддистские монахи. Сегодня в Японии работают около двухсот различных школ икебаны.
В VI веке в буддийских храмах на Японских островах по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма и названные рикка (что означает "стоящие цветы"), возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам.
Этот вид искусства, зародившийся в Индии и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране и стал играть значительную роль в культурной жизни ее общества.
Именно в Японии икэбана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни.
Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого — вот кредо истинных художников икэбаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство. Искусство икэбаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире. Однако японцы любое занятие доводят до профессионального совершенства, они ни в чем не выносят дилетантизма, каждый занимается своим делом как профессионал.
Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икэбаны, к сожалению, нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно становится, в сущности, псевдоискусством. На Западе икэбана рассматривается порой как легкое и приятное занятие в свободное время, тогда как в Японии это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих икэбана остается не только необходимым элементом национальной культурной традиции, но и совершенной моделью мироздания.
*Растительный материал — собственно аранжировка ветвей, цветов и трав — конструируется в икэбане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икэбаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов — «ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икэбаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.
*Структуру икэбаны определяют ее стиль, школа и форма композиции. История искусства икэбаны открывается созданием великолепного торжественного стиля, который получил название рикка (дословно — «поставленные цветы»). Стиль же нагэирэ базируется на самом простом принципе компоновки растений, когда их небрежно, словно бы беспорядочно, ставят в вазу. Но именно в этой кажущейся непринужденности, простоте и заключена особая сложность создания художественного образа в икэбане стиля нагэирэ.
*Стиль сэйка принципиально отличается от стиля нагэирэ тем, что в этом стиле сосуд не играет роли ствола или сильного стебля, а олицетворяет животворные силы матери-Земли. Далее, в отличие от стилей рикка и нагэирэ, в икэбане стиля сэйка «световая область» всегда помещается в правом или левом заднем углу композиции. Это обстоятельство предопределяет расположение трех основных конструктивных элементов: они все направлены к источнику света, подобно тому, как это бывает и в самой природе.
*Для стиля морибана характерно такое расположение растений, при котором они никогда не касаются краев сосуда, а прямо поднимаются над водой. В икэбане стиля морибана сосуд играет роль корней растения, а не стебля или ствола, как это имеет место в нагэирэ или сэйка. Такой сосуд-корень позволяет выдерживать достаточно высокие растения и делать самые сложные изгибы, придавая им весьма неустойчивые положения и все же сохраняя устойчивость. Для составления композиций в стиле морибана используется кэндзан — тяжелая металлическая подставка с торчащими иглами, между которыми закрепляют ветви, крупные листья и стебли.
Подобно средневековому тексту, икэбана может быть «прочитана» и на самом глубинном философско-религиозном уровне, предстать как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть и нежным любовным или дружеским посланием и вызывать восхищение своей красотой.
*В икэбане нашли образное воплощение единство и борьба противоположностей — сил инь (тьмы) и ян (света). В искусстве икэбаны области инь и ян имеют многоплановую символику: и отвлеченно космическую, когда они выступают как силы тьмы и света, и в известном смысле эротическую, так как диалог между растениями, отнесенными к мужской или женской части композиции, осознается нередко как образ любовного свидания.
Икебана - мир, сконструированный по своим собственным законам. Проникновение в него требует от человека и профессиональных знаний этого искусства, и особого дара - тонкого зрительного восприятия пространственных отношений и колорита, - необходимого для целостного видения всех, едва уловимых свойств икебаны. Создатель икебаны должен обладать "абсолютным зрением", как композитор в музыке - абсолютным слухом.
Journal information