Самое важное в акварели — это бумага. Вот о ней и поговорим.
С бумагой все как всегда. Кажется, что все предельно просто: бумага себе и бумага. Но приходишь в магазин и видишь на листочке просьбу-приказ: "руками не трогать!", а на вопросы про состав бумаги продавщица-студентка может растерянно читать ценники, на которых указана одна лишь плотность (в лучшем случае).
Так что давайте по порядку.
Во-первых, в каком виде бумагу можно приобрести?
- в листах (sheets)
- в альбомах и скетчбуках (листы скреплены с одной стороны), (albums and sketchbooks)
- в склейках (листы склеены с 4-х сторон), (watercolor blocks)
- в рулонах (roll)
- в виде открыток (это вещь!)
Понятное дело, что если вы планируете выезд на пленэр, то вам лучше подойдет склейка или альбом. Таскать с собой листы и планшет, крепить их скотчем и нервничать, что лист постоянно отстает от поверхности — не за этим мы ходим на пленэр!:) Оставьте листы и рулоны для домашних спокойных сеансов.
Чтобы прикрепить лист к планшету, используйте малярный скотч. Прошли те времена, когда художники покупали кнопки. Пользуясь случаем, я выражаю особую благодарность изобретателю скотча!:) Это чрезвычайно удобно!
После того, как работа готова скотч снимается и у работы получается аккуратная белая рамочка. Единственный нюанс — подберите не слишком клейкий скотч. Проверьте его на кусочке бумаге — не снимает ли он верхний слой при отрывании?
Скажу честно, для меня особенное удовольствие — это рисовать на бумаге, натянутой на планшет. В этом случае не особенно важно какой она плотности — я рисую на бумагеArches плотностью 185 г.
А делается это так:
- Сначала нужно намочить лист с двух сторон. Можно его прямо искупать в ванной.
- Потом берем планшет и с четырех сторон наносим клей ПВА
- Осторожно выкладываем лист на планшет так, чтобы со всех сторон оставался небольшой запас.
- Прижимаем края листа к планшету, придерживаем, чтобы клей схватил лист.
- Самое важное — это углы. Они должны быть гладкими, и ни в коем случае у них не должно быть складок. Если будут хорошо натянуты углы — все остальное подтянется и выправится.
- Не тяните бумагу слишком сильно; не пугайтесь, если она будет немного волнистой. Когда лист высохнет — он сам примет нужную форму.
- Для надежности я прохожусь по периметру мебельным степлером.
Когда лист натянут на планшет он имеет такой совершенный вид! Никаких лишних дополнений: скотча, постоянно вываливающихся кнопок… Можно работать в любых техниках, хоть по-сырому, хоть по-сухому. Когда вы закончите работу и срежете лист ножом с планшета — он будет идеально ровным и аккуратным.
Тут слева: натянутый лист на планшет и справа момент срезания готовой работы:
В профессиональных магазинах, впрочем, можно купить уже готовую доску с акварельным листом. Это, конечно, не деревянный планшет.
Называется watercolor panels (boards). По сути напоминает холст на картонках. Удобно:)
Очень важно, чтобы воздействие воды не портило поверхность и цвет красок не тускнел. Именно поэтому качество акварельной бумаги очень важно. Самая лучшая акварельная бумага содержит хлопок. Такая бумага имеет свойства ткани: она хорошо впитывает влагу и не деформируется при высыхании.
плотность акварельной бумаги бывает различной: от 150 до 850 г/м. Очень плотная бумага похожа скорее на картон. Ее не ведет от воды и ее можно использовать с двух сторон. 150 г — это самая тонкая бумага, какую мне доводилось пробовать. Она совсем не годится для жидких техник, а разве что для легких акварельных набросков.
Пожалуй, самый оптимальный вариант плотности — это 300 г/м. Она достаточно плотная, но не слишком дорогая. Часто годится для рисования с двух сторон, если вдруг рисунок не удастся.
Кое-что про фактуры и этап прессования бумаги.
Несмотря на большое разнообразие сортов бумаги, существуют основные фактуры у самых разных производителей. Чтобы понимать, какая поверхность бумаги скрывается за красивыми названиями, вот вам шпаргалка:
Гладкая бумага — всегда hot press (горячего прессования). Иногда производитель пишет на упаковке красивое слово: Satin, что как бы намекает на приятную гладкую фактуру. Такую бумагу шлифуют, и она отлично подходит для шикарных заливок и смелых потеков. Также на ней удобно рисовать пером, да и вообще любыми водными красками: гуашь, акрил, тушь. Вот пример работы на гладкой бумаге:Слегка шероховатая бумага обычно обозначается словами grain fin, она бывает холодного прессования (cold press) Сам рисунок фактуры может быть разным, и это, скорее, дело вкуса. Мне, к примеру не очень нравятся полосатые фактуры, или фактуры под холст, скорлупу. Мне нравится неоднородная фактура, как у бумаги Arches:
Для любителей побрутальнее — бумага с фактурой rough. Она очень шероховатая и к ней, несомненно, нужно приспособиться. Она требует больше краски и воды. Но взамен дает дополнительную игру света и объем. Смотрится очень хорошо:
Бывает также фактура Торшон (Torchon), еще ее называют "облачной". Бумага хорошая, но, на любителя. Мне лично нравится бОльшая зернистость. ЧастоТоршоном называют и просто грубую фактуру rough. Поэтому, лучше уточнять, что имеется в виду. Вот для сравнения:
Часто меня спрашивают каких конкретно производителей бумаги я бы рекомендовала?
Если честно, то мне нравятся почти все иностранные производители: Lana, Hannemuhle, Arches, Winsor&Newton, Fabriano. На российской бумаге я предпочитаю делать эскизы или рисунки в сухих техниках, с минимумом воды. Но в любом случае, выбор бумаги — дело ответственное.
Бумага №7 (гладкая фактура Lana) мне не очень понравилась — краска почти не впитывается в лист, очень сложно работать. А вот на гладкой фактуре Arches все идет отлично.
Бумага №3 (производителя не помню увы) - та самая полосатая, которая не очень понравилась. По бороздочкам стекает акварель и это не всегда дает желаемый эффект.
|
|
Journal information