полосочки в духе Френка Стеллы

На прошлой неделе прошла очередной мастер-класс из серии #ТПКГ_Ятожетакмогу в Программе #ТвориПростоКруглыйГод Ирины Лакото.Это было занятие в блоке, который посвящён знакомству с современным искусством. Да, это не глубокие лекции, а лёгкое прикосновение к этому огромному пласту культуры. Надо сказать, что именно это направление вызывает неприятие у неподготовленного человека. Я тоже многое неприемлю в том, к чему это направление привело к сегодняшнему дню. Но благодаря этим мастер-классам начинаю понимать, как к этому всё пришло, в чём смысл и закономерность.
В этот раз я познакомилась с творчеством американского художника, мастера постживописной абстракции Фрэнком Стелла.

Родился он в 1936 г. Его называют "лицом минимализма" 1960-х.
Когда Фрэнк приехал в Нью-Йорк, его очень вдохновили полосатые американские флаги на полотнах Джаспера Джонса. С тех пор художник создал сотни картин "в полосочку".
Самобытный стиль Стеллы начал складываться к концу 1950-х годов в цикле «черных картин», поверхности которых заполнены черными полосами, отделенными друг от друга узкими белыми промежутками. Именно в данный период, варьируя компоновку этих полос, мастер сосредоточился на проблемах чистой, как бы абсолютно безличной визуальности.
%20%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D0%BA%20%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0.%20%D0%98%D0%B7%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%C2%AB%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%C2%BB.jpg)
Затем в его работах появился цвет. При этом мастер перешел от традиционных прямоугольных форматов к «фигурным холстам» в форме букв L, T или U. В середине 1970-х годов начал создавать особо крупные, прихотливо-криволинейные картины, расчерчивая их с помощью судостроительных лекал (цикл Экзотические птицы, с 1976); позднее придавал подобным композициям рельефность, вводя в них обрезки стальных труб и проволочной сетки.

Этого художника всегда отличала феноменальная скорость и работоспособность. Он создавал огромные серии картин. Только представьте: в некоторых сериях может быть до сотни полотен!

Как сказала Ирина Лакото "Если бы нужно было в двух словах описать то, что художник тогда создавал без специальных терминов, то можно сказать, что это были "цветные полоски".
Вот и нам было предложено создать свои работы в таком стиле. Для этого берёшь линейку, циркуль и какие-то из кроющих красок - гуашь или акрил. Сам художник оставлял пробелы между красочными слоями. Так получались беляе полоски, но так как формат наших работ куда меньше, чем у Стеллы, то можно было использовать чёрный или белый маркер.

Я взяла гувшь, акварельную гладкую бумагу форматом А4, чёрный маркер и линейку. Оказалось, что циркуль сын потерял, а к моменту моего рисования новый ещё не купили, так что от скруглённых линий пришлось отказаться. Только в этой первой работе сделала попытку, но меньше чем хотела. Эту работу я обдумала заранее. Решила вспомнить про композиционные схемы, о которых узнала в этом году и проверить - работает ли это в абстракции.

А эта работа чистая импровизация. Взяла линейку и чертила полоски как подсказывала интуиция. Так же и выбирала цвета.
Интересный опыт. Мне он больше напоминает дизайнерские приёмы, чем собственно живопись. Но увлекает.