
Джеймс Рубин. Импрессионизм: Энциклопедия эпохи
В ней разбирается более 180 картин импрессионистов, их предшественников и последователей. Хочу поделиться несколькими интересными примерами из неё.
. Автор рассказывает и об именах, известных только тем, кто хорошо знает французскую живопись, так и известных всем, но и их умеет подать с непривычной стороны.
Вполне логично начинать с предшественников импрессионистов. Один из них Гюстав Курбе.
В 1860-е годы он входил в число завсегдатаев пляжей Нормандии.
Марины Курбе были настолько светоносны и полны внутренней мощи, что Эдуард Мане даже прозвал его «Рафаэлем воды»
Подход Курбе радикально отличался от манеры предшественников: он накладывал краску на холст без предварительного рисунка, часто даже не кистями, а мастихином. Его полотнам присуща зернистость. Вглядитесь: можно буквально почувствовать текстуру. Знал ли сам Курбе, что создавал мультисенсорные картины?

О художнице Мэри Кэссет я услышала впервые. Хотя вот эту работу "Осень" я запомнила, не запомнив автора.
Но меня сумели заинтересовать.
Слева — тот самый портрет дурнушки («Девушка, поправляющая волосы»). Справа — работа «Женщина с красной циннией», где Кэссет ещё раз доказала: простая геометрия и фон с доминирующим цветом могут сделать изображение красивым
Кэссет поставила перед собой сложную задачу: красиво написать девушку с выступающими вперед зубами, широкими крыльями носа и рыжими волосами — французы над такими посмеивались. Но благодаря умелому владению кистью, сочетанию цветов и строгой композиции картина получилась невероятно удачной.

Кэссет показала то, что знает любая парижанка: благодаря умению подать себя каждый человек может стать произведением искусства.
Картина Ренуара «Ложа» входит в число поистине уникальных произведений импрессионизма. Она была создана не по заказу; позировали для нее модель Нини Лопес и брат художника. Ренуар хотел продемонстрировать свой замечательный талант к изображению женщин и моды.
Ему удалось: костюм Нини можно разглядывать как сложную «кондитерскую» композицию, выполненную для услады взора.
Брат Ренуара направляет свой бинокль высоко вверх, из чего мы можем заключить, что он купил билет на одно из самых престижных мест — в нижнюю ложу
Опера была местом встречи респектабельных господ, а одежда — поводом показать свое положение. Полосатое платье, белые перчатки, золотой браслет, цветы и жемчужные бусы — Ренуар создал роскошный образ, будто украшение на торте. Художник родился в семье портного и знал толк в тканях и фасонах.
«Я люблю красивые ткани, — признавался он, — но с не меньшим удовольствием рисовал бы и стеклянные безделушки или одежды из хлопка». Это видно и в других его картинах.
Journal information