Вчера в Музее современного искусства открылась новая персональная выставка нашего биробиджанского художника Владислава Цапа. Мне кажется, эта картина очень точно передает личность и творчество нашего земляка, чья еврейская душа парит над заснеженной дальневосточной землей, вслушиваясь в звучащую внутри мелодию, прозревая сквозь внешнюю неказистость красоту и гармонию мира.
Недаром на каждой новой выставке его работ мы обязательно встретим музыкантов, играющих свою мелодию в самых неподходящих местах.
.
Его картины передают быт обобщенного еврейского местечка, его дух. Но если в прошлых работах это была условная "касриловка" из воспетых Шолом-Алейхемом мест, то в нынешних картинах чувствуется наша область: старый Биробиджан, Облучье, где родился художник, наша узнаваемая дальневосточная природа.
Это не буквальная точность изображения, а неуловимое родство черт - белизна снега, морозное небо, силуэты деревьев и маленькие провинциальные дома.
Недаром на этой выставке было представлено точно 85 работ - ровно столько, сколько в этом году отмечает наша область.
именно такими деревянными домами и такими людьми когда-то застраивался Биробиджан.
Именно его прошлому, изображенному с любовью и юмором, посвящена часть работ, представленных на выставке.
Конечно, таких характерных персонажей, как на первом плане, в чистом виде я не видела на льду моего детства, но вот три фигуры на заднем плане словно вышли из прошлого катка, возле которого и сегодня стоит созданная Цапом скульптура хоккеиста.
А таких шахматистов и сегодня можно встретить в Шахматном клубе или летнем сквере.
Возможно, по сути так, как на этой картине, создавались Владиславом Цапом эскизы памятников, украсивших наш город - музыкантов, переселенцев, раввина и других. Когда в творческий процесс со своим добрым советом так и норовил вмешаться заказчик:)
А результат обсудить весь город.
Новое прочтение старой истории о Сусанне и старцах. Библейской теме, которая также постоянно звучит в творчестве художника, была посвящена также часть картин на этой выставке. Но в этот раз здесь было больше шутки. Лишь "Суд царя Соломона", подаренный по традиции музею, был выдержан в более строгом, монументальном стиле, видимо, чтобы больше соответствовать коллекции нашего музея.
"Адам и Ева". К сожалению, эти работы, выполненные гуашью, лежали в витринах под стеклом, поэтому мои фото таких работ ещё хуже, чем обычно:)
Но большая часть представленных работ была по словам художника, о другом:
"Все эти работы написаны мной за последние три года. В стиле ретро я изобразил еврейские местечки, быт, религию, веселье, танцы — то, что уже прошло и не вернется. Многие работы навеяны личными воспоминаниями — например, о танцплощадке семидесятых годов. Тогда были модны рубашки с "огурцами", расклешенные от бедра брюки, водолазки. На девочках — полосатые кофточки. А еще помню, как в юности впервые попал в ресторан.
Там были круглые столы со скатертями, фикусы. И почему-то всегда в ресторанах присутствовали военные. Если за столиком не сидит военный, то это — не ресторан, а забегаловка. Зачастую люди пенсионного возраста начинают ворчать, что раньше и сахар слаще был, и вода более жидкой. Вот эта выставка и есть брюзжание старого еврея, ностальгирующего по своей молодости, — рассказал Владислав Цап. (источник цитаты и фото картины https://www.dvnovosti.ru/eao/2019/01/25/94328/#ixzz5dacCPz2r Новости Владивостока на VL.Ru )
"Еврей на коне".
Большая часть картин в этот раз наполненна юмором и легкой самоиронией, присущей еврейскому взгляду на мир.
Мы видим многих уже знакомых по творчеству художника любимых им персонажей
Но нет, нет и прорывается в этой усмешке горькая нота.
"Ташкентский фронт"
Таких настоящих героев войны Владислав Цап, за многие годы работы в редакции "Биробиджанер Штерн" знал лично. Евреи, кавалеры орденов Солдатской Славы и Герои Советского Союза", жили и работали в нашей области.
Еврейская тема во всех своих воплощениях стала физитной карточкой художника.
Не все они имеют привязку к нашей области. Часто это обощенные образы еврейской жизни
Любимый всеми "Семь сорок" или персонаж, словно сошедший со страниц Шолом-Алейхема.
Начавший свой путь из местечек Украины и продолживший свой путь на Дальнем Востоке
Еврейская тема стала главной для художника, но мне иногда жаль, что не вижу его тёплых, сердечных пейзажей, которые Владислав писал когда-то раньше в классической реалистичной манере.
Но как настоящий художник, он нашел свою тему, свой стиль, своих героев, по которым его работы узнают сразу, где бы ни были они представлены - в Биробиджане, Хабаровске, Харбине, Москве или Париже.
Я очень рада, что об этом прекрасном художнике сегодня знают далеко за пределами нашего Дальнего Востока. Он заслужил это своим талантом и светлой душой, которая видна в картинах.
Но как истинный творец, Владислав Цап не бронзовеет в однажды найденном, а постоянно в освоении нового. То он расписывал своими пейзажами гальку с берегов Биры. А в этот раз показал новую уникальную технику, в которой соединились традиционное для Китая искусство вырезания изображений на бумаге и европейский реалистичный портрет. И всё это на листьях растений!
— Осенью я подбираю на улице упавшие листья, подсушиваю и вырезаю на этих "природных холстах" канцелярским ножом портреты знакомых биробиджанцев. Сушить лист надо четыре дня, как я установил опытным путем. Вот этот портрет выполнен на листе тополя, вот — сирень, ольха, дуб, клен. Портреты не подвержены тлению, сохранятся на века, — сообщил Владислав Цап.
(цитата по https://www.dvnovosti.ru/eao/2019/01/25/94328/#ixzz5dakZdNrI Новости Владивостока на VL.Ru ). Правда, большая часть таких портретов была представлена лишь в фотографиях. Видимо, потому, что подарена художником своим моделям.
Любовь Цапа к пейзажу всё-таки прорывается. Только ему уже не интересно рисовать их традиционным способом, поэтому он его то рисует на камнях, то в этот раз воплотил в технике флористика, передав цветовую гамму нашей природы при помощи засушенных листьев.
Journal information